Из-за аварии на Кашагане могут уволить несколько тысяч рабочих
23 Апреля 2014 (05:02) | 8332 | Автор: Редакция
Колоссальные убытки терпит экономика Казахстана. Мангистауские чиновники обеспокоены происходящим. В этом году должна была начаться вторая фаза строительства инфраструктуры месторождения Кашаган. Это сулило компаниям ТОО «Ерсай Каспиан Контрактор», ТОО «Кеппел Казахстан» и ТОО «Казахстан Каспиан Оффшор Индастриз» новые заказы. Однако проект прикрыли. Сейчас загруженность компаний снизилась с 40 до 4 %. Под угрозой увольнения оказались тысячи людей.
На грани закрытия
В Мангистауской области подсчитывают потери. С проектом «Кашаган» здесь носились, как с писаной торбой, 17 лет. В регионе занимались возведением металлоконструкций и строительством искусственных островов. Были задействованы 3 компании, вложены миллионы долларов, трудоустроены более трех тысяч человек.
- Со стороны акимата области для обеспечения загрузки предприятий данной отрасли металлоконструкций проводится соответствующая работа, оказывается содействие компаниям «Ерсай», «Кеппел Казахстан» в получении заказа от «Казмунайгаза» на выпуск самоподъемной плавучей баржи, - рассказывает Гульжан Байдуллина, заместитель директора управления индустриально-инновационного развития при акимате Мангистауской области.
Власти не дремлют
В этом году работы по строительству баржи будут завершены. Не дожидаясь ответа на вопрос о возрождении Кашагана, чиновники ищут для компаний новые заказы. Сейчас договариваются с атырауской фирмой «Тенгизшевройл». Благодаря им можно будет не только обойтись без сокращений, но и организовать новые рабочие места в сфере производства модульных конструкций в Мангистауской области: в 2014 году – 2 000 мест, в 2015 – 5 000 и столько же в 2016 году. Но есть одна загвоздка - квалификация местных кадров не соответствует требованиям этой компании.
- Учитывая высокие требования ТШО к сотрудникам, нами проводится работа по подготовке высококвалифицированных специалистов, в том числе сварщиков и монтажников. Их подготовка будет проходить на базе учебного центра компании «Ерсай» и актауского тренингового Центра с выдачей сертификата и дипломов международного образца, - говорит Гульжан Торашевна.
ОКО на ЭКО
Экологи говорят, что урон природе в резудльтате аварии был нанесен незначительный. Однако гарантировать, что катастрофа не повторится, когда начнется добыча нефти, никто не может. Кашаган – самое сложное месторождение на Каспии. Тут повышенный уровень сероводорода, высокое давление, на мелководье по полгода стоит лед.
- Структура месторождений Каспия и шельфа, где ведут добычу Российская Федерация и Республика Азербайджан, совершено иная. Там менее агрессивная среда и другой способ добычи нефти. Что касается экологической безопасности, то, конечно, проект вызывает тревогу. Мы неоднократно говорили о том, что есть экологические риски и опасность при разработке этого месторождения - это потенциальные разливы нефти, воздействие на экосистему Каспийского моря от судоходства, угроза морской фауне и так далее. То, что сейчас произошло - растрескивание газопровода под воздействием сероводорода - вызывает беспокойство и тревогу. Поэтому говорить о возобновлении работ на Кашаганском месторождении преждевременно, потому что до конца не установлены причины. Нет ответа на вопрос: почему трубопровод, сделанный по новейшим японским технологиям в нефтегазовой сфере из стали с антикоррозионным покрытием, подвергся деформации. Это непонятно. Естественно, эксперты и ученые сейчас должны установить точную причину аварии. Производственный ли это брак или человеческий фактор, потому что при эксплуатации нужно предусматривалось использование химических реагентов по уменьшению концентрата воды в трубах, образования влаги и т.д., - говорит Кирилл Осин, директор НПО «Эко Мангистау».
На протяжении долгих лет нас убеждали в экологической безопасности проекта. Говорили о безупречном качестве материала и высокой квалификации специалистов. На деле же оказалось, что иностранные специалисты за произошедшую катастрофу ответственности не несут.
- Проект «Кашаган» основывается на СРП (соглашении о разделе продукции). Это такой вид контракта, который имеет под собой несколько особенностей и факторов. К сожалению, сам контракт засекречен, его невозможно изучить, даже депутаты парламента не имеют на это права. Однако по имеющейся информации все экологические и экономические риски этого проекта лежат в зоне ответственности Казахстана, иными словами, на нас с вами. Даже в случае халатности и безграмотности менеджмента за последствия будем отвечать мы, - говорит Кирилл Осин.
По словам эколога, условия этого контракта таковы, что после начала добычи нефти большая часть прибыли уходит в первую очередь компаниям консорциума. Предполагалось, что первая нефть пойдет в 2005 году, этого не случилось. Сейчас 2014 год. Естественно, капитальные вложения в этот проект все возрастают, и пока компании их не окупят, Казахстан будет получать минимум с этого проекта.
- Если мы говорим об экономическом чуде Кашаганского проекта для Казахстана, то оно остается под большим вопросом на фоне тех потенциальных экологических рисков, которые могут произойти. Проект в любом случае есть, и мы понимаем: то что произошло - это первый звонок для того чтобы люди, принимающие решения в Правительстве, и ответственные лица в консорциуме еще раз в должной мере внимательно пересмотрели политику экологической безопасности, чтобы трезво понимали и осознавали, что авария может повториться. Сегодня это газопровод, неполадки в эксплуатации которого не нанесли значительного ущерба здоровью людей и окружающей среде, хотя урон в любом случае был причинен. Чего же ждать, когда пойдет большая нефть? - резюмирует Кирилл Осин.
Запятнанное имя
Пострадала от аварии на Кашагане не только государственная казна, но и деловая репутация некоторых компаний. Не дожидаясь экспертиз, «камнями закидали» «Saipem» и ТОО “ЕРСАЙ Каспиан Контрактор». Только вот последние утверждают, что обвинения ложные, так как их рабочие не прикасались к бракованным трубам.
- ТОО «ЕРСАЙ Каспиан Контрактор» не заключало контракты по поставке комплектующих для трубопровода месторождения Кашаган, не проводило работы по сварке и укладке линии. Также официально доводим до сведения всех СМИ, что ТОО «ЕРСАЙ Каспиан Контрактор» не является учредителем итальянской компании «Сайпем», - пишут они в своем официальном опровержении.
Кашаган - это гигантское шельфовое нефтегазовое месторождение Казахстана, расположенное в 80 км от города Атырау, в северной части Каспийского моря. Разработка проекта началась еще в 1988 году. Первая добыча была назначена на 2005 год, однако сроки затянулись почти на 9 лет. И вот спустя месяц после данного старта, в сентябре 2013 года, добычу остановили. Специалисты обнаружили, что практически все составляющие трубопровода лопнули вдоль. В общей сложности заменить придется 95 км труб. На это потребуется ориентировочно 2 года.
{videobox}CZFegiKfd2g{/videobox}
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему