О возможностях перехода Казахстана на расчеты в национальной валюте с внешнеэкономическими партнерами
Курс валют в Актау
на 18/04/2024
 
424.86
428.61
 
514.3
519.05
 
5.83
6.01
Номер редакции: +7 775 350 54 52
Новостной отдел: +7 777 259 44 50
Рекламный отдел: +7 778 399 22 62
reklama@tumba.kz
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Четверг,
18 Апреля, 07:55
Вход |Регистрация
Главное » Новости рыночной экономики

О возможностях перехода Казахстана на расчеты в национальной валюте с внешнеэкономическими партнерами

12 Сентября 2014 (06:54) | 8212 | Автор: Редакция

 

Согласитесь, мы с вами являемся свидетелями эпохальных исторических событий, в ходе которых одни валютные доминанты постепенно, нехотя, но уступают место купюрам других стран. И речь не о тех государствах, в которых собственная национальная валюта уступает место другой. Как, например, в странах-членах Европейского экономического союза, где национальная валюта постепенно заменяется на евро.

 

О, нет. На наших глазах происходит замещение общепринятых во взаиморасчетах между странами иностранных валют на валюты национальные. Другими словами, происходит поиск вариантов для выхода собственной валюты за границы страны.

 

Для чего нужны подобные преобразования? Да хотя бы для того же укрепления курса национальной валюты за счет увеличения реального оборота денежных средств. Не маловажен и вопрос престижа государства. Все-таки приятно, когда иностранцы покупают ваши товары за вашу же валюту.

 

И, дабы не быть голословным, следует привести несколько реальных примеров подобных изменений. Рассмотрим таких крупных торговых партнеров Казахстана, как Россия и Китай.

 

 

Десятого сентября сообщалось, что в высокой степени проработки находятся такие российско-китайские проекты, как переход на национальные валюты в межбанковских взаиморасчетах, а так же переход на расчеты «рубль-юань» по товарам, составляющим около пятидесяти процентов торгового оборота между выше названными странами.

 

Ранее  Россия и Вьетнам в ходе заседания российско-вьетнамской межправительственной комиссии пришли к соглашению о взаиморасчетах в национальной валюте. Ответственным специалистам была поставлена задача за три недели выработать соответствующие предложения.

 

Наконец, в этот же день по итогам заседания одиннадцатой межправительственной комиссии России и Ирана, прошедшей в Тегеране, было заявлено о заключении договоров общим объемом в 8,5 миллиардов евро. Примечательным здесь является тот факт, что во взаиморасчетах страны так же планируют использовать национальные валюты.

 

Как видно, все выше описанные события говорят об актуальности рассмотрения возможностей перехода Казахстана на подобные взаиморасчеты со своими основными торговыми партнерами. Но, прежде, рассмотрим подробнее сам внешний торговый оборот Казахстана.

 

С кем и в какой валюте?

 

Согласно данным Комитета по статистике Республики Казахстан по итогам 2013 года внешний торговый оборот Казахстана составил 133,5 миллиардов долларов. Экспорт составил 84,7 миллиардов долларов, а импорт – 48,8 миллиардов долларов соответственно.

 

Основными странами-импортерами товаров в Казахстан стали Россия – 36,8 процентов в общем объеме, Китай – 17,1 процентов, Германия – 6 процентов. В основном в Казахстан поставлялись бензин, вагоны, трубы, рельсы и электроника.

 

Экспортировал же Казахстан, в первую очередь, в Италию – 19,5 процентов, Китай – 17 процентов, в Нидерланды – 11,7 процентов.

 

Львиную долю поставок составили топливо-энергетические товары. Помимо этого, Казахстан экспортировал металлы и изделия из них, а так же продукты химической промышленности.

 

В общем объеме доля импорта и экспорта со странами Европейского экономического союза составила 18,6 и 53,9 процентов соответственно.

Что касается стран Таможенного союза, то здесь доля импорта и экспорта составила 7 и 38,3 процентов соответственно.

 

Другими словами, Казахстан, в основном, продавал товары в страны-члены Европейского экономического союза, а покупал у стран-участниц Таможенного союза.А за какую волюту?

 

Обратимся к продаже топливо-энергетических товаров, составляющих 76 процентов казахстанского экспорта. Для определения цены на казахстанскую сырую нефть чаще всего используются котировки сырой нефти эталонных марок «WTI» или «Brent». К слову, нефть первой марки добывается в штате Техас (США), а второй – в Северном море между Норвегией и Шотландией. Но, это все частности. Продается казахстанская нефть за доллары. За доллары покупаются и иностранные товары и технологии.

 

Возникает закономерный вопрос: а каковы шансы у тенге превратиться из сугубо внутренней в валюту международных расчетов?

 

Тенденции, только тенденции

 

О реальных проработках проектов по переходу на международные расчеты в паре «тенге – некая другая валюта» известно достаточно мало.

 

Можно разве что вспомнить предложение годовой давности от тогдашнего председателя Китайской Народной Республики - Си Цзиньпина. По его мнению, переход к национальным валютам во взаиморасчетах между Казахстаном и Китаем позволил бы значительно снизить издержки денежных операций, усилить возможности противодействия финансовым рискам и повысить международную конкурентоспособность региональной экономики.

Но, что если речь пойдет о торговых расчетах не с одной, а с группой стран. С Европейским экономическим союзом, вроде, глобальных изменений не намечается.

 

А как насчет Таможенного союза? Да, Россия и Беларусь покупают меньший объем казахстанских товаров, чем ЕС. И все же.

 

Здесь все пока так же на уровне предложений и исследований. Так, например, еще 31 марта 2011 года министр экономики Республики Беларусь Николай Снопков говорил о том, что странам Таможенного союза необходимо договориться о более глубоком применении национальных валют во взаиморасчетах. Согласно его мнению, это помогло бы стабилизировать экономическую ситуацию как отдельных стран Таможенного союза, так и укрепить Таможенный союз как целостный экономический организм.

 

Но, если углубленное использование национальных валют в торговом обороте между странами Таможенного союза пока под вопросом, то, может быть, следует обратиться к опыту Европейского экономического союза, в рамках которого национальные валюты постепенно заменяются на общую для данного объединения валюту – евро?

 

Здесь перспективы не менее туманны. Говорить о возможности введения такой валюты начали еще в 2010 году.

 

Так, 6 марта 2010 года Вице-премьер правительства России - Игорь Шувалов заявил, что Таможенный союз в перспективе может стать единым валютным пространством, границы которого будут расширяться. При этом единой валютой на пространстве Таможенного союза должна стать абсолютно новая наднациональная денежная единица. Журналисты окрестили подобную валюту «азио».

 

В дальнейшем о единой для Таможенного союза валюте высказывался бывший председатель Национального банка Казахстана - Григорий Марченко. По его мнению, введение единой валюты будет возможно только в 2022—2024 годах.

 

В апреле 2014 года обсуждение планов введения единой валюты возобновилось. Рабочее название гипотетической валюты – «алтын».

 

Итоги

 

Исходя из последних мировых тенденций, можно с уверенностью говорить о том, что ни о чем нельзя говорить с уверенностью.

 

Идеи и разговоры о переводе внешних торговых операций на тенге и уход от расчетов в иностранных валютах стали уже скорее информационной обыденностью, о которой вспоминают в период очередных экономических преобразований.

 

По мнению автора, в ближайшей перспективе имеются достаточно серьезные предпосылки для сохранения текущего статуса-кво по валюте для взаиморасчетов с торговыми партнерами Казахстана. Достаточно еще раз вспомнить о том, что объем казахстанского экспорта в страны Таможенного союза (с его гипотетической единой валютой будущего) значительно уступает экспорту в страны Европейского экономического союза, с которым взаиморасчеты в паре «тенге-евро» представляются и вовсе, как нечто неактуальное.

 

Но, никто и не отменял воспоминаний о февральской девальвации, в ходе которой тенге в одночасье обесценился по отношению к доллару на двадцать пять процентов. Логичной подстраховкой от подобных экономических потрясений в будущем стало бы уменьшение привязанности тенге к доллару.

Каким образом, спросите вы? Да тем же самым, о котором говорилось в начале статьи.

 

Ну, а пока нынешний глава Национального банка Казахстана – Кайрат Келимбетов выразил мнение о возможности принять решение по расширению валютного коридора пары «тенге-доллар» на плюс-минус три тенге. О чем говорят подобные заявления? О потенциале к дальнейшему укреплению курса тенге. А, значит, возможно, и вопрос об уходе в другие валютные пары станет не актуальным.

 

Верность подобных утверждений, как и прежде, покажет время. А мы посмотрим.

Подписывайтесь на наш Telegram канал -
будьте в курсе всех новостей
Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ:
нет комментариев
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или войдите в систему