Сегодня свой профессиональный праздник отмечают сотрудники Комитета национальной безопасности РК
Курс валют в Актау
на 26/04/2024
 
424.86
428.61
 
514.3
519.05
 
5.83
6.01
Номер редакции: +7 775 350 54 52
Новостной отдел: +7 777 259 44 50
Рекламный отдел: +7 778 399 22 62
reklama@tumba.kz
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Пятница,
26 Апреля, 00:11
Вход |Регистрация
Главное » Новости рыночной экономики

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают сотрудники Комитета национальной безопасности РК

13 Июля 2014 (04:40) | 5209 | Автор: Редакция

Эти люди военные ходят в форме так редко,

В орденах появляются лишь в особые дни.

Их работу нелёгкую называют разведкой,

И нечасто до старости доживают они...

Каждый миг начеку, каждый шаг начеку.

Даже в мирные дни – вечный бой!

Чекисты, незримого фронта солдаты,

Готовы на подвиг любой!

 

Нет чекистов - пенсионеров, чекистов бывших не бывает, чекист – это состояние души. Чего только не говорят про сотрудников нацбезопасности. Когда-то Департамент КНБ назывался ВЧК, затем ГПУ, потом НКВД, а впоследствии КГБ. Но суть осталась прежней – защищать интересы государства, выискивать «диверсантов» и иностранных разведчиков. Теперь же к этому списку прибавились еще и противодействие терроризму, религиозным экстремистским организациям.

 

Солдаты незримого фронта

 


Ветераны КНБ Анатолий Климов и Кушек Стамгалиев

 

Они всегда начеку. Говорят, что эти люди никогда не спят. Но главные их качества, как когда-то утверждал Феликс Дзержинский, «холодная голова, горячее сердце и чистые руки». Эта известная фраза не потеряла актуальность и сегодня. Для кого-то победы на тайных фронтах уже позади. Это ветераны КГБ.

 

Один из них Анатолий Алексеевич Климов, бывший начальник Управления КГБ СССР по Мангышлакской области. Работал он не с первого дня образования в регионе управления. Первым его организатором стал Евгений Куликов. Он работал в Гурьеве, а когда создали область, был в составе оргкомитета, который и формировал все органы в регионе. После Куликова, сменив должность заместителя начальника управления по Павлодарской области на должность начальника в Мангышлакской в 1977 году, комитет возглавил Анатолий Климов. В то время управление располагалось в 3б микрорайоне.

 

 - Управление КГБ занимало третий этаж, на первом этаже было отделение правительственной связи и городской отдел милиции. На втором этаже было областное Управление внутренних дел. Работать, как вы понимаете, приходилось в очень стесненных условиях, - рассказывает Анатолий Климов.

 

В управлении, в отличие от отдела, трудились уже больше ста чекистов. Служба была особенная, учитывая статус города в те годы. Шевченко в то время был закрытый, и многие производства были засекречены. АЭС, как многие другие предприятия и заводы Средмаша, действовали в особом режимном статусе. Но запретный плод, как известно, очень сладок. Потому у иностранцев все эти объекты вызывали нездоровый интерес.

 

 

- У иностранцев большой интерес вызывал Мангышлакский энергокомбинат, в особенности атомный реактор, - вспоминает полковник в отставке.

 

В 70-х годах иностранцы живо интересовались шевченковским заводом пластмасс, который возводился по французскому проекту. Это был мощнейший комплекс по производству полистиролов.

 

- Они не прямо, а между собой говорили, что Советский Союз - единственная страна, которая согласилась на строительство такого крупного завода. На западе ни одно государство никогда бы не стало строить такое производство. Шепотом еще говорили, что этот завод никогда не будет работать на полную мощность. И оказались совершенно правы, - рассказывает ветеран КГБ.

 

Тогда перед КГБ стояла основная задача - помешать иностранным разведчикам проникнуть на режимные предприятия.

 


На полках расставлены старые телефоны и печатные машинки

 

- Мы работали среди них для выявления людей, которые могли быть связаны со спецслужбами иностранных государств. В то время объектами нашего внимания были ПГМК и МАЭК. Энергокомбинат был связан с атомом. У французов тоже были подобные комбинаты. Сюда лезли и американцы, попытки были неоднократные. У каждого их этих комбинатов, как и у нашего, были свои определенные секреты, - говорит Анатолий Климов.

 

Так, например, французам не давал покоя тот факт, что на комбинате, который был построен как опытный и испытательный, ни разу не было аварии в то время как на подобных производствах на Западе без них не обходилось.

 

 - Когда приезжают иностранцы, они же все на виду – что он может сам сделать? Первая задача, если сюда приезжал разведчик – найти среди наших людей источник информации, который может ее передать, продать. Наша задача – не допустить этого, и даже если такое случится, то найти этого человека. Но случаев, когда кто-то из наших работников, был завербован, не было. Хотя пытались. Одного из специалистов, который был у меня на личной связи, в одну из поездок во Францию пытались завербовать, но он не поддался, - отмечает ветеран службы безопасности.

 

Пока наши специалисты трудились над строительством завода пластических масс, у французов, по мнению разведчиков, была другая цель.

 

- Завод строили по французскому проекту, они должны были нести за него ответственность и своевременно устранять ошибки. Но они договорились сделать так, чтобы не допустить пуска этого производства. Когда наши специалисты что-то делали, французы замечали ошибки, но не подавали вида. Они считали так: наши сделают, а когда придет время запускать завод, скажут: «Вы сделали не по проекту, поэтому это не наша вина».

 

 Оперативным работникам удалось разгадать коварные планы иностранцев.

 


Интернациональный отряд передвигается по пустыне на верблюдах

 

– Мы смогли добиться того, что обо всех допущенных ошибках мы знали. У нас была связь с директором завода, мы ему всю информацию напрямую передавали.

 

Директор оказался не промах, вместе с инженерами он указывал французам на ошибки, да еще и заставил все исправлять за их счет. Деваться иностранцам было некуда. Чекист рассказывает, что сотрудники КГБ знали все с самого начала, была им доступна даже та информация, которая обсуждалась в очень узком кругу французских инженеров.

 

Анатолий Климов проработал в органах КГБ всю жизнь, в том числе 8 лет – в нашей области. Затем его перевели в Северо-Казахстанскую область, оттуда он благополучно ушел на заслуженный отдых. Сын пошел почти по стопам отца – работал в органах МВД. Сейчас бывший разведчик воспитывает шестерых правнуков.

 

Кадры решают всё

 

Кушек Стамгалиев проработал в областном управлении КГБ с 1973 года по 1987 годы. Занимая должность начальника отдела кадров, он отвечал за подбор сотрудников на работу в новое управление.

 

 - Раньше это был отдел, где в штате было всего 9 сотрудников. Но когда сделали управление, нужно было набирать дополнительный штат. В основном по разнарядке приезжали из других областей Казахстана. Было тяжело, мы этих людей не знали, как они себя там вели, как работали, - рассказывает Кушек Стамгалиев.

 

 

Принимали на работу, доверяя характеристикам и рекомендациям. И, в основном, никогда не ошибались, кроме единичных случаев, когда в других областях от безответственного сотрудника пытались избавиться путем перевода его в наш регион. Но таких людей быстро вычисляли.

 

- Главная трудность в те годы было отсутствие жилья для прибывающих сотрудников. Тогда квартир не было, и мы расселяли всех в общежитии «Три богатыря». Потом уже начали давать квартиры в новых домах, но опять же, из-за того, что не хватало жилья, мы и эти квартиры приспособили под общежитие, - говорит ветеран.

 

В обязанности начальника отдела кадров входил и контроль за нравственностью и моральным духом в коллективе. Если один из сотрудников проштрафился, то по шапке получали все.

 

Из Афганистана в КГБ

 


Евгений Саенко предоставил свои личные фотографии в музей

 

Евгений Саенко – один из четырех воинов-интернационалистов, служивших в Афганистане, долгое время проработал в органах КГБ, а затем и КНБ. Сам он из Киргизии, его родители работали в системе Средмаша, поэтому по распределению переехали в тогда еще Шевченко. Евгений в те годы стал первым в истории жителем Мангышлакской области, кто поступил в пограничное училище в Москве. После его окончания был направлен на службу в пограничный отряд в Таджикистан. Сначала служил на линейной заставе, а затем в составе спецподразделения отправился на территорию Афганистана.

 

 - Сведения об участии пограничных войск в афганской войне были до поры засекречены. Об этом стали говорить только в период гласности. Пограничники на той войне выполняли свои задачи, у них была своя зона ответственности. Пограничники защищали границы с территории Афганистана, потому что было множество попыток проникновения диверсионных групп на территорию СССР для совершения терактов, минирования наших дорог, - рассказывает ветеран.

 

Евгений Саенко прошел всю войну и снова вернулся на свою заставу. Как-то приехал в отпуск в Актау, пошел вставать на учет, и его попросили перевестись в это город. Так и начал работать в областном Управлении КНБ сначала оперативником, затем старшим оперативником, а вскоре и начальником отделения. Боевой опыт, который приобрел на войне, никогда не мешал, но и не пригодился. Евгений Саенко говорит, что тогда было спокойнее. Но все равно работа предполагала службу по 25 часов в сутки.

- После пограничных войск здесь было гораздо легче. Недавно с товарищами зашел разговор о службе, и моя жена говорит: «Вы знаете, я не помню за все годы службы в Афганистане, чтобы он хотя бы в течение часа поспал непрерывно. Постоянно подскакивал по тревоге». Да, спал я в те годы максимум по 4 часа, - вспоминает ветеран.

 

В 1996 году Евгений ушел на пенсию, но нашел себя в другом деле – долгое время работал начальником в службах безопасности банков.

 

Династия

 


Председатель Совета ветеранов КНБ Амирхан Кызылтаев (на фото слева) рассказывает об истории создания музея

 

Отец Амирхана Кызылтаева (нынешнего председателя Совета ветеранов КНБ) Жандос Тлегенов прошел всю Великую Отечественную, где был командиром отделения контрразведки СМЕРШ в 25-м Гвардейском стрелковом корпусе. Сын продолжил дело героического отца и тоже стал разведчиком. Полковник в запасе до сих пор работает в органах нацбезопасности. До 2008-го года он возглавлял 4-е Управление, был начальником отдела контрразведки экономического Управления, работал в Западно-Казахстанской области и в ЮКО.

 

- Экономика – это мощь страны. В любые времена это была приоритетная задача. Мы постоянно работали против разведывательной и подрывной деятельности спецслужб иностранных государств. Я считаю, что в работе чекиста контрразведка – это основа основ. Работа очень сложная, требующая большого мастерства, опыта, - говорит А. Кызылтаев.

 

Наши чекисты, по словам председателя Совета ветеранов КНБ, могли противостоять экономическим преступлениям в любые времена. Даже во времена Советского Союза они предотвращали экономический ущерб государству в несколько миллионов долларов.

 

 - Я хочу в этот день поздравить наших ветеранов и пожелать им, чтобы они были здоровы, всегда в строю, чтобы помогали нам воспитывать молодое поколение и передавали свой бесценный опыт. А действующим сотрудникам желаю, чтобы им всегда сопутствовала оперативная удача, - поздравляет председатель Совета ветеранов.

 

Застывшая история

 


Кунсауле Тобышбаева – одна из первых женщин в области, которая пошла работать в органы КГБ

 

Музей истории КНБ был создан в областном Департаменте всего год назад. Здесь собрано более пятисот экспонатов - это книги и фотографии, важные документы и оружие, форма чекистов разных лет и предметы, принадлежавшие в разное время известным людям.

 

Одна из создательниц этой «комнаты сокровищ» - Кунсауле Тобышбаева. Она – одна из первых женщин в Мангистауской области, которая пошла работать в органы КГБ. Ушла на пенсию в звании подполковника, в разное время возглавляла различные отделы.

 

 - Здесь нет женщин – здесь есть офицеры. Да, коллеги общались со мной, как с товарищем, могли по дружески, как «своего парня» хлопнуть по плечу. Мы точно так же, наравне с мужчинами, сдавали все нормативы, стреляли, ползали, - вспоминает К. Тобышбаева.

 


Форма времен НКВД 1937 года

 

Кстати, профессия у Кунсауле отнюдь не военная. Она окончила институт иностранных языков и, возможно, до пенсии так бы и проработал в школе, если бы однажды не пришла в обком комсомола. Оттуда в то время направляли на работу в КГБ.

 

После выхода на пенсию Кунсауле не оставила общественную работу. Буквально по крупицам она с ветеранами собирала коллекцию экспонатов для музея.

 

- Раньше в отделах были свои альбомы, свои экспонаты, но все это было разрозненно, поэтому было решено создать музей. Тогда мы обратились ко всем с просьбой принести все, что есть интересного. Никто не отказался, даже те, кто уже давно уехал в другие страны, - отмечает Кунсауле Тобышбаева.

 

Вот стеллаж, где собраны экспонаты с самого начала образования ВЧК. Некоторые документы привезены из Москвы. Здесь и одни из первых распоряжений о наказании от Дзержинского. Почерк настоящего разведчика – ни слова не понятно.

 

 

Следующий стеллаж рассказывает о чуть более поздних временах – о революции. Здесь собраны фотографии группы чекистов под управлением комиссара степного края Алиби Джангильдина. Вот интернациональный отряд передвигается по пустыне на верблюдах, а здесь берут в плен басмачей. На стеллажах чуть дальше – фото всех руководителей органов, начиная от ВЧК и заканчивая современным КНБ, следом – руководителей Управления по Мангистауской области, потом начальников отделов и ветеранов спецслужб.

 

 - Вот на фото Валерий Пластун – истинный разведчик, как стойко он переносил тяжелую болезнь. Есть и погибшие сотрудники при исполнении. Есть и фото Амангельды Курмагалиева. Про него можно много сказать. Он получил звание генерала за конкретное дело департамента. Те, кто был в очереди на получение до него, остались без награды, - вспоминает Кунсауле.

 

Рассматривать фотографии всегда интересно, особенно, если у каждой своя история. Вот на фото несколько смешных мальчишек.

 

- Мы проходили через небольшой кишлак в Афганистане, и я увидел мальчика со светлыми соломенными волосами и ярко-голубыми глазами. Он сильно выделялся на фоне остальной детворы, поэтому я решил их сфотографировать. В другом кишлаке запечатлел пленных душманов. Постоянно при мне был фотоаппарат, но это было просто хобби, - рассказывает у стеллажа с фотографиями Евгений Саенко.

 


В музее собраны личные вещи, принадлежавшие чекистам разных поколений

 

На дальних стендах снимки, запечатлевшие задержание иностранного шпиона, изъятые у религиозных экстремистов оружие, литература, наркотики.

 

Прямо посредине зала стоят манекены. На них форма чекистов разных поколений, сначала 20-х годов, затем форма времен НКВД в 1937-м, парадная форма реального человека – полковника Кашанова 1958 года и современное обмундирование. На полках расставлены старые телефоны и печатные машинки.

 

От лица редакции газеты «Тумба» мы поздравляем всех сотрудников Комитета Нацбезопасности с профессиональным праздником! 

Подписывайтесь на наш Telegram канал -
будьте в курсе всех новостей
Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ:
нет комментариев
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или войдите в систему